Позиции доступные для аренды

Взять технику в аренду

Сдать технику в аренду

Снижение уровня шума при работе гидравлических экскаваторов

В последние годы требования к снижению уровня шума при эксплуатации строительного оборудования стали более жесткими. В Японии 25% случаев резкого повышения уровня шума связано с эксплуатацией строительных машин. Количество такого оборудования постоянно растает и экологическая обстановка ухудшается. Национальное министерство сообщений Японии регулярно публикует руководящие материалы, регламентирующие уровень шума и вибраций при работе строительных машин. На рынок стран ЕС, как правило, поступает оборудование, отвечающее действующим стандартам по уровню шума, который также регламентируется рядом постановлений и ограничивается не только воздействием на окружающую среду, но и на операторов и обслуживающий персонал.

Методы измерения уровня шума и ограничения стандартов. По международному стандарту ISO 6395 (действует в Японии и странах ЕС) уровень шума, создаваемый работой строи тельного оборудования, определяется вели чиной излучаемой звуковой энергии и зави сит от характера работ и методов их прове дения. Например, в передней полусфере гидравлических экскаваторов есть шесть то чек наиболее активного излучения шума (четыре по бокам и две вверху). Если сред нюю величину звуковой энергии обозна чить А (дБА), площадь поверхности полусфе ры В (м2 ), а шум измерять приборами, распо ложенными в указанных шести точках, то уровень излучаемой звуковой энергии W (дБ) равен
W = A + 10logB.

Следует учитывать поверхность, на кото рой установлен экскаватор (грунт, асфальт либо бетон), что также влияет на уровень шума.

Различия в оценке уровня шума по мето дикам, принятым в Японии и странах ЕС, сводятся к тому, что в Японии, например, за середину шасси экскаватора принимают центр верхней поворотной платформы, а в Европе – центр поворота экскаватора. На рис. 1 приведены зависимости уровня шума, регламентируемого стандартами ЕС и Японии, от номинальной мощности двигателя. Регламентируемый уровень шума для стран ЕС связан с выходной мощностью двигателя, а для Японии он разделяется на три ступени в соответствии с мощностью двигателя. Для гарантированной защиты окружающей сре ды принят допустимый уровень шума 100–106 дБ.

Анализ источников шума. Мероприятия по защите от шума сводятся не только к совер шенствованию технических характеристик оборудования, но и к определению источни ков шума, что важно для эффективного его блокирования. При расчете степени влияния источника шума следует оценить уровень (ве личину) мощности звукового излучения (дав ления), звуковых колебаний и отраженного звука. Рекомендуется использовать методи ки, позволяющие измерять шумовые пара метры каждой единицы строительного обо рудования и анализировать частотные состав ляющие звуковых колебаний при различных углах излучения звука. На рис. 2 приведена схема распределения интенсивности звукового излучения при работе гидравлических экскаваторов.

Рис. 1. Стандартные уровни шума, излучаемого при работе
гидравлических экскаваторов (для Японии и ЕС):

1 – сверхнизкий; 2 – низкий; 3 – регламентируемый стандартом.

Снижение уровня шума, создаваемого вентилятором системы охлаждения двигателя. На сило вых агрегатах гидравлических экскаваторов используются системы охлаждения с лопаст ными вентиляторами. Если лопасти вентиля тора испытывают незначительное сопротив ление, то движение потока охлаждающего воздуха является ламинарным, его струи про ходят параллельно валу вентилятора. При ис пользовании теплообменников в потоке ох лаждающего воздуха возникают вихри, его движение приобретает турбулентный харак тер (рис. 3). Воздушные струи отклоняются от осевого направления, изменяют скорость, и охлаждение становится неидеальным, что способствует возникновению шума и вибра ций. Использование схемы охлаждения с осе выми вентиляторами не исключает действия на лопасти значительного сопротивления, при этом двигатель охлаждается не лучшим способом. Основной причиной возникнове ния высокого уровня шума на вентиляторе является большая зона охвата лопастей и пре рывистость поступающего через радиатор воздуха, что приводит к турбулентному харак теру течения и, следовательно, к высокому шумовому эффекту. Подсос воздуха в венти лятор осуществляется не только через радиа тор, часть всасываемого через ограничитель вентилятора воздуха поступает к лопастям в противоположном направлении, что способ ствует возникновению шума.

Шумовой фон можно снизить подбором зазора между лопастями вентилятора и его ограничителем (рис. 4). Сопротивление воз духа, проталкиваемого лопастями, зависит от объема и площади внутренней поверхности двигателя, а также от параметров теплообмен ника (например, при использовании кожухов в зимнее время). Изменение режимов охлаж дения возможно, например, путем изменения результирующего вектора скорости воздуш ного потока, проходящего через лопасти. В большинстве случаев основной объем возду ха проходит через теплообменник без особых препятствий, но на кромках ограничителя лопастей происходит срыв потока воздуха. Для того чтобы воздух проходил без сопротив ления, необходимо оптимизировать кромки ограничителя в соответствии с расходом воз духа путем подбора опытным путем парамет ров, при которых имеет место незначитель ное гидравлическое сопротивление при мак симальном расходе воздуха. В последние годы для уменьшения действующих на лопасти усилий и снижения сопротивления кромкам ограничителя лопастей придают полукруглую (торообразную) форму.

Форма лопастей вентилятора также имеет значение: в радиальном направлении лопас ти расширяются, их кромки не имеют заост ренных переходов. Доказано, что форма ло пасти, сходная с треугольником, издает меньший шум. Тот же эффект дает скошенная в направлении вращения форма лопастей, а также неравномерное расположение лопастей по цилиндрической поверхности вала венти лятора, изменение шага лопастей, благодаря чему можно значительно снизить пики зву ковых колебаний, зависящих от частоты вращения вала.

Рис.2. Источники шума, излучаемого при работе гидравлических экскаваторов:
1 – глушитель двигателя; 2 – гидравлические уст ройства; 3 – устройства подачи охлаждающего воздуха; 4 – прочие; 5 – концевые элементы кон струкции; 6 – лопасти вентилятора системы ох лаждения; 7 – распределенные источники.
Рис.3. Движение воздуха в осевом вентиляторе при действии на лопасти повышенного сопротивления потока:
1 – теплообменник (радиатор); 2 – ограничитель вентилятора; 3 – поток охлаждающего воздуха; 4 – двигатель.
Рис.4. Схема образования конструктивного клиренса и возникновения встречного потока воздуха:
1 – ограничитель лопастей; 2 – тепло обменник (радиатор); 3 – зона возник новения встречного потока воздуха; 4 – конструктивный клиренс.

Снижение шума, издаваемого глушителем силового агрегата. Глушитель почти полностью блокирует шум отработавших газов, генери руемых двигателем, в то же время он играет роль демпфера при резком расширении этих газов. На рис. 5 приведена зависимость уров ня шума от проходного сопротивления глу шителя, связанного с размером шумогасящих отверстий. Для гашения шума на глушителе можно изменять проходное сопротивление с учетом допустимого давления в двигателе, а также путем изготовления деталей глушите ля из шумопоглощающего материала. В пос леднее время получила распространение так называемая техника активного регулирова ния уровня шума.

Снижение уровня шума в коллекторах подачи воздуха в двигатель. В большинстве случаев шум, возникающий при подаче наружного воздуха в двигатель, является проблемой миниэкскаваторов, на которых используют ся двигатели без турбонаддува с тремя либо четырьмя всасывающими патрубками. В этом случае можно использовать метод глушения шума, уменьшая его частотные составляю щие (например, составляющие детонацион ного шума), что в настоящее время является решаемой задачей. Необходимо учитывать эффект от шумопоглотителей, например, в случае согласования частот детонационного шума на резонансных режимах в трубопрово дах всасывающего коллектора.

Снижение шума в гидросистемах. Шум при работе гидросистем гидравлических экскава торов возникает вследствие неламинарного течения рабочей жидкости (РЖ) в трубопро водах и гидравлических устройствах. Обыч но шум возникает на регулирующих (управ ляющих) клапанах, при работе гидравличес ких двигателей и насосов. Для подавления пиковых шумовых колебаний эффективно исключение резонансных акустических эффектов в отдельных частях гидроустройств. Вероятность резонансных явлений зависит от правильности выполнения прорезей на рабо чем узле насосов (рис. 6). Имеются так назы ваемые «мертвые» точки на выходной и вход ной сторонах. В качестве примера можно привести подобные точки 1 – 3 на диаграмме настройки насоса, установленного на гидрав лическом экскаваторе (рис. 7). На рисунке видно, что область использования номиналь ных расхода и давления является широкой, хотя при этом необходимо проводить на стройку (подбор) прорезей для эффективно го использования рабочего пространства это го насоса. Оптимизировать форму прорезей для снижения резонансных явлений можно изменением объема гидроцилиндров либо расхода РЖ в верхней и нижней мертвых точ ках. Точка 1 принадлежит зоне максимально го расхода при минимальном давлении, в ре жиме запирания насоса давление в рабочих цилиндрах будет возрастать за счет давления на выходе насоса, поэтому эта точка соответ ствует снижению расхода на выходе насоса. Точка 3 соответствует зоне минимального расхода при высоком давлении, за счет дав ления на выходе насоса внутреннее давление в рабочих цилиндрах будет уменьшаться, и эта точка соответствует снижению расхода в гидроцилиндрах. Для оптимизации звуково го излучения зона среднего расхода при сред нем давлении, соответствующая точке 2, яв ляется наиболее приемлемой точкой на стройки (по сравнению с точками 1 и 3).

Рис.5. Зависимость уровня шума от сопротивления отработавших газов:
1 – детонационный шум; 2 – шум от движения воз духа; 3 –оптимальная величина глушения выхлоп ных газов
Рис.6. Схема рабочего узла гидронасоса (тарелки):
1 – прорезь; 2 и 4 – верхняя и ниж няя мертвые точки; 3, 5 – впускное отверстие
Рис.7. Рабочие точки гидронасоса

Если резонансный режим насосов смягчен и задача заключается в снижении шума от гидроэлементов, необходимо насколько возможно уменьшить давление и использовать специальные резонансные поглотители звука: на гидравлических экскаваторах боковые гидравлические ответвления, на дробильном оборудовании резонансные поглотители с ак кумулирующими устройствами, хотя на прак тике требуется также учет сдвига поглощае мых резонансных частот и изменения объема воздуха, находящегося под давлением РЖ.

Предотвращение распространения звуковых колебаний. Снижение шума возможно при нали чии устройств глушения звуковых колебаний, в случае применения которых на двигателе возможно ухудшение теплового баланса и как следствие увеличение гидравлического со противления при прохождении охлаждающе го воздуха. Для экранирования двигателя не обходимо перед определением расхода охлаж дающего воздуха и уровня шума в зоне каждого отверстия (щелей) определить место проведения измерений. В настоящее время трудно даже ориентировочно оценить уро вень шума, исходящего из отверстий (щелей) в двигателе. Используя анализ процессов про текания воздушных потоков и применяя для расчета программное обеспечение 3DCAD, можно получить определенную точность из мерения.

Затраты на блокирование шума оказывают ся большими. Например, установка пенопо лиуретановых прокладок и экранов хорошо снижает шум на строительном оборудовании, поглощение звуковых колебаний – удовлет ворительное, особенно в зонах высокочастотных звуковых колебаний. Эффект блокиро вания низкочастотных составляющих звуковых колебаний с помощью таких экранов и прокладок небольшой для двигателя и гидро систем. Если для повышения поглощения звуковых колебаний увеличить площадь эк ранов и прокладок, то возможно возникно вение шума в других местах.

В перспективе методы снижения уровня шума при работе строительных машин и блокирования звуковых колебаний получат дальнейшее развитие.

(По материалам зарубежной информации)

Copyright © 2015 - Центр Аренды Спецтехники. Все права защищены. Разработан: Кошельняк Ф.В.